Составляем бизнес-план предприятия индустрии красоты. Финансовый план

Финансовый план. Этот раздел требует очень тщательной подготовки в том случае, если вы собираетесь использовать свой бизнес-план для привлечения дополнительных финансовых средств. В этом случае ваш финансовый план должен содержать:

  • прогноз ежемесячных объемов продаж (или объемов продаж для других периодов времени, которые вы используете для планирования вашей хозяйственной деятельности);
  • бюджет ежемесячных затрат;
  • прогноз прибыли по месяцам;
  • план прибылей и убытков;
  • план движения денежных  средств;
  • баланс на начало периода;
  • баланс на конец периода.

Кроме того, делается расчет интегральных показателей (срок окупаемости проекта, чистый приведенный доход, индекс прибыльности, внутренний коэффициент рентабельности) и отдельных финансовых показателей.

Цель «Финансового плана» заключается в формулировании и представлении детальной системы, отражающей ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. При этом финансовый план не должен расходиться с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана. Для существующего бизнеса, желающего расширить свою деятельность, целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемого проекта. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.

Финансовый план обязательно должен содержать планируемый график выполнения (календарный план) работ в рамках проекта. Календарный план должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для осуществления каждого из них. Возможно проведение планирования без привязки к конкретным датам, например, только с указанием срока в днях, необходимого для реализации каждой стадии проекта, но с указанием на возможность параллельной реализации различных стадий. Для удобства можно планировать деятельность компании с привязкой к выбранной условной дате.

Могут быть подготовлены также дополнительные финансовые данные, отражающие вклад отдельных видов услуг и продукции в общие итоги деятельности компании. Кроме того, возможно включение в финансовый раздел бизнес-плана специального подраздела, раскрывающего стратегию финансирования компании, ответив в нем на такие вопросы, как:

– Сколько всего необходимо средств?

– Откуда, в какой форме и на каких условиях намечается их получить?

– Когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения дохода на них?

Данный раздел следует, по возможности, максимально внимательно проработать для себя. Глубина проработки может быть различной в зависимости от требований конкретных финансовых источников. Часть материалов при необходимости лучше поместить в приложение. И в первую очередь это касается раздела «План движения денежных средств».

План движения денежных средств (в экономической литературе вы также можете встретить и другое название этого термина — «cash-flow», что в переводе с английского означает «поток денежных средств») показывает, когда именно и в каком объеме ожидаются денежные поступления, а также когда и в каком объеме предприятие должно оплачивать свои расходы. Баланс денежных средств (для обозначения этого показателя вы также можете встретить термин «cash-balance») покажет, способно ли ваше предприятие обеспечить свои текущие потребности в любой момент времени.

Это очень важно, чтобы вы могли понимать, какими средствами вы будете располагать в любой конкретный момент времени и определить потребность в краткосрочных кредитах для пополнения своих оборотных средств. Ведь вам едва ли удастся получать доходы и оплачивать свои расходы исключительно в момент их возникновения.

Многие предприятия с большими потенциальными возможностями стали банкротами именно из-за проблем со свободными денежными средствами. В таких случаях прибыль предприятия часто бывает связанной в товарных запасах или дебиторской задолженности (т.е. в так называемых текущих активах или оборотных средствах). Происходит это из-за самонадеянного и халатного отношения предпринимателей к движению денежных потоков. Поэтому, как бы ни было вам приятно сознавать, что через полгода вы можете получить 100 миллионов рублей прибыли, всегда следует помнить, что могут быть счета, которые следует оплатить не через полгода, а не позднее следующей недели. Если вы заранее не позаботитесь о наличии свободных денежных ресурсов, предназначенных для текущих расходов, то будете не планомерно работать, а без конца выкручиваться и «латать дыры». В конечном итоге — увы! — может так случиться, что вы станете банкротом, так и не дождавшись желанной прибыли, исключительно из-за  нехватки оборотных средств.

В самом общем виде план движения денежных средств может быть представлен в следующей форме:

ПЛАН ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПЕРИОД С 1 ЯНВАРЯ ПО 1 ФЕВРАЛЯ 2010 г.

Ожидаемые поступления                                       – 80 529 тыс. руб.

Планируемые платежи                                           – 70 681 тыс. руб.

Баланс денежных средств на конец периода      – 9 848 тыс. руб.

Баланс денежных средств на конец периода может быть:

  • положительным, если поступления больше платежей;
  • отрицательным, если платежи больше поступлений.

Запомните простое правило: величина баланса денежных средств вашего предприятия никогда не должна быть отрицательной.

Если у вас есть план движения денежных средств, вы будете точно знать свои финансовые возможности в любой момент времени. Кроме того, вы будете знать, сможете ли вы преодолеть непредвиденные трудности.

Детальный финансовый план – это не только количественная характеристика маркетинговых и производственных планов. Этот документ поможет вам прийти к убеждению, насколько эти две его части отвечают одна одной. Благодаря бюджету вам будет легче управлять вашим предприятием в будущем, а также руководить людьми, привлеченными к вашему бизнесу. Заложенные в бюджет цифры станут той меркой, которой вы будете оценивать работу вашей фирмы.

Контроль предусматривает три последовательных этапа. В бюджет вы вписываете то, что хотите получить. В процессе деятельности вы сравниваете реальные результаты с бюджетом. Там, где возникают расхождения, вы выясняете, что произошло, почему так произошло и что надо сделать, чтобы исправить ситуацию. Может, следует детально проанализировать бюджет, чтобы избегнуть дальнейшего углубления отрицательной тенденции? Упомянутые расхождения могут оказаться и положительными (меньшие расходы и больший доход), и отрицательными (обратная ситуация с расходами и доходами). Понятно, что вам следует форсировать положительные расхождения и уменьшать отрицательные. А это находится в тесной связи с маркетинговой стратегией и мероприятиями.

© А.Орлова, В.Мовилло, “Женщина в красивом бизнесе”, глава 4

Читать дальше >>

Оставьте комментарий