Поскольку бизнес-план – это не просто документ, но и форма репрезентации (рекламного представления) вашего бизнеса, самое важное, чтобы ваш бизнес-план выглядел профессионально. Имейте в виду, что вашу компетенцию будут оценивать не лишь по смыслу, а и по форме бизнес-плана — внешний вид, структура, информативность, удобство восприятия. Однако это отнюдь не означает, что ваш документ должен быть перегружен большим количеством материала и «упакован» в обложку из крокодиловой кожи. Он должен быть функционален и удобен в использовании, также очень важно, чтобы этот документ было просто приятно держать в руках. Составьте его так, чтобы заинтересованный бюрократ легко смог отыскать нужный ему раздел, ведь много чиновников читают лишь «свою» информацию (используйте для размежевания различных функциональных частей плана удобные разделители).
На первой странице обязательно напишите содержание. Таблицы, диаграммы и графики будут оказывать содействие более полному восприятию информации, однако постарайтесь сделать их простыми для понимания (здесь советуем использовать цветную печать). Некоторые финансовые выкладки требуют помещения в бизнес-плане таблиц, поэтому здесь используйте развороты и цветную печать отдельных строк или столбиков.
Некоторые практические советы
— Поскольку бизнес-план содержит конфиденциальную информацию о вашем бизнесе, советуем тщательно контролировать его распространение. Следует пронумеровать в незаметном месте каждый экземпляр, и в дальнейшем вести их учет в специальном журнале. Электронная версия бизнес-плана должна быть доступна только вам! Для этого существуют определенные методы защиты информации, о которых можно узнать у специалистов.
— Можно также составить коротенький обзорный вариант бизнес-плана — наподобие дайджеста. Во время первого знакомства с потенциальным инвестором достаточно показать ему именно этот дайджест, а если ваш партнер выявит заинтересованность, то уже тогда уместно представить ему детальный, полный документ.
— Перед тем как представлять бизнес-план на рассмотрение потенциальному инвестору, надлежит ознакомить с этим документом членов вашей команды, в особенности главного бухгалтера и экономиста: они должны подтвердить правильность всех финансовых выкладок. Ведь вы не хотели бы оказаться в такой малоприятной ситуации: в ваших расчетах и выкладках выявлены ошибки, на что вам указывает ваш потенциальный инвестор после рассмотрения бизнес-плана.
— Не смотрите на вещи как идеалистка: поиск источников финансирования заберет у вас намного больше времени и усилий, чем вам бы хотелось. Логично составить план деловых встреч с потенциальными инвесторами, укажите, на какие решения вы надеетесь и когда. Составьте список запасных вариантов — на тот случай, если ваших предложений не примут. Кстати, каждое такое «фиаско» может стать толчком к положительным выводам. Если «неудачный» партнер обращает ваше внимание на какую ошибку в расчетах, сразу же внесите соответствующие изменения во все разделы бизнес-плана: процесс усовершенствования не имеет границ! Помните: любой инвестор или кредитор видит главную цель в получении дохода. Поэтому такое лицо хочет убедиться, что потенциальный доход стоит того риска, на который оно идет, давая вам заем.
© А.Орлова, В.Мовилло, «Женщина в красивом бизнесе», глава 4
Читать дальше >>